SpyLOG Rambler's Top100

Кофе или чай

Владимир Гуриев, vguriev@computerra.ru
Опубликовано: 13.11.2003


╘ 2002, Издательский дом ╚КОМПЬЮТЕРРА╩ | http://www.computerra.ru/
Журнал ╚Компьютерра╩ | http://www.computerra.ru/
Этот материал Вы всегда сможете найти по его постоянному адресу: http://www.computerra.ru/offline/2003/516/30402/

Если верить расхожей байке, то вынесенный в заголовок вопрос не давал покоя некоему скандинавскому королю, который, дабы проверить, что полезнее, повелел одного приговоренного к смерти поить чаем, а второго ≈ кофе. Легенда гласит, что первым умер тот, кто пил чай, однако оба заключенных дожили до преклонных лет и успели проводить в мир иной и врачей, руководивших экспериментом, и любознательного короля.

Интересно, что в свое время отказ от потребления кофе возник не на пустом месте и был вызван вовсе не вкусовыми качествами напитка. В Турции при Магомете IV кофе был так популярен, что правоверные, засиживаясь в кофейне, пропускали намаз, ≈ и против кофе ополчилось местное духовенство. В Европе ╚сироп из сажи╩ не нравился торговцам элем, пивом и прочими ╚прохладительными напитками╩. Поддержала торговцев и Церковь, усмотревшая в таинственном ╚зелье╩ губительное влияние ислама. Во всех случаях конфликт между кофе и чаем (элем, пивом ≈ нужное подчеркнуть) не имел никакого отношения к вкусу самих напитков.

Так и конфликт между Java и .NET во многом лишь продолжение исторического противостояния между Microsoft и Sun Microsystems. Мы специально не стали редактировать репортаж Бориса Богданова, чтобы не выплеснуть невзначай довольно эмоциональные нападки Sun на Microsoft. И Sun можно только посочувствовать ≈ по сравнению с Microsoft это гораздо более смелая и творческая компания, которая еще десять лет назад говорила о вещах, важность которых стала очевидна только сейчас. Может быть, даже слишком смелая. Многие инициативы Sun были запущены слишком рано. Тогда, когда настоящей потребности в них не было. Об этой ╚торопливости╩, кстати, очень хорошо рассказал непосредственный участник событий Билл Джой, недавно ушедший из Sun1.

Однако есть более глобальное противостояние, которого мы сегодня не касаемся, поскольку оно достойно отдельной темы номера. Может показаться, что веб-сервисы являются безальтернативным решением. Осталось-де лишь договориться о средствах разработки. Это не так. Альтернатива веб-службам существует ≈ это семантический веб (Semantic Web), о необходимости которого уже лет пять говорит создатель WWW Тим Бернерс-Ли.

Если задача веб-сервисов ≈ облегчить коммуникацию между приложениями, то семантический веб призван решить гораздо более сложную проблему ≈ с помощью механизмов метаданных повысить ценность информации, которую можно найти в Сети. Сделать это можно, отказавшись от документо-ориентированного подхода в пользу объектно-ориентированного. Другими словами, построить сеть, которая логически состоит не из разрозненных документов, а из описаний реальных объектов и их взаимоотношений с другими объектами. Посвященные этой теме статьи Бернерса-Ли, напечатанные в в Scientific American, можно найти на www.scientificamerican.com/article.cfm?articleID=00048144-10D2-1C70-84A9809EC588EF21&catID=2 (это довольно популярный материал, рассказывающий о семантическом вебе ╚на пальцах╩) и в ERCIM News (www.ercim.org/publication/Ercim_News/ enw51/berners-lee.html; собственно, в этом выпуске семантическому вебу посвящена тема номера). Есть также страничка на сайте W3C (www.w3.org/2001/sw) с массой информации по семантическому вебу.

Семантический веб не отменяет полезности веб-сервисов. В идеальном мире эти подходы могли бы мирно сосуществовать. Технологический конфликт вызван тем, что практически все, кто заинтересован в продвижении веб-сервисов, заверяют потребителей, что функциональности веб-служб с лихвой хватит для эффективного использования Сети2. В результате ≈ разработки семантического веба ведут в основном институты, а софтверные гиганты либо отстегивают от заработанных денег небольшие гранты на исследования, либо используют модное слово ╚семантика╩ для продвижения своих продуктов. И здесь Sun и Microsoft играют за одну команду. Угадайте, за какую.


1(назад) См. его интервью журналу Fortune (www.fortune.com/fortune/technology/articles/0,15114,490598- 1,00.html).
2(назад) Не факт, что они не правы. Возможно, Бернерс-Ли обгоняет время точно так же, как когда-то компания Sun.


Телефон редакции: (095) 124-2679
E-mail редакции: site@computerra.ru
По вопросам размещения рекламы обращаться к Алене Шагиной или Ирине Лашковой по телефону +7 (095) 124-6777 или электронной почте reclama@computerra.ru
По вопросам сотрудничества обращайтесь к руководителю Интернет-проектов ИД "Компьютерра" Маурусу Павлу по телефону +7 (095) 124-0970 или электронной почте pavel@computerra.ru