на главную страницу
2-ый этюд о палиндромии
"Да здравствуют музы, да здравствует разум!"
А.С. Пушкин, Вакхическая песня.
В стране Палиндромии даже юбилеи не совсем обычные - палиндромные. А.С. Пушкину в начале 2002 (палиндромного) года было 202 года. Любопытное сочетание, правда? Вот и отметим его - отметим палиндромические "наклонения" в пушкинском творчестве. Да-да, замечены и такие. Ведь ничего не происходит на пустом месте. Современная палиндромия (обозначим ее СП) имеет некоторые корни в пушкинской поэтике.

Чувствуете? Я постепенно перехожу на более научный стиль изложения, поскольку дело касается сравнений уровня лингвистической поэтики.

Кому-то покажется неожиданным, но "Вакхическая песня" (ВП) Пушкина может послужить "мостиком" к пониманию современной палиндромии (СП), ее жанрово-тематических и лингвопоэтических составляющих.

(1) Что смолкнул веселия глас?
(2) Раздайтесь, вакхальны припевы!
(3) Да здравствуют нежные девы
(4) И юные жены, любившие нас!
(5) Полнее стакан наливайте!
(6) На звонкое дно
(7) В густое вино
(8) Заветные кольца бросайте!
(9) Подымем стаканы, содвинем их разом!
(10) Да здравствуют музы, да здравствует разум!
(11) Ты, солнце святое, гори!
(12) Как эта лампада бледнеет
(13) Пред ясным восходом зари,
(14) Так ложная мудрость мерцает и тлеет
(15) Пред солнцем бессмертным ума.
(16) Да здравствует солнце, да скроется тьма!

(10-я СТРОКА)
Обратимся к концептуальной строке. "Да здравствуют музы, да здравствует разум!". "Муза - Разум!" - такое соседство, такая графико-фоническая симметрия, такая формула встречается едва ли не у каждого автора в СП. Особенно преуспел в развитии этого мотива Д.Авалиани: "Тише, разум. Муза решит", "Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум" и т.д.

Вообще, проблема авторства в СП очень интересна, это отдельная тема. Здесь же, в сопоставлении с пушкинской эпохой, проблему следует упростить на основе тезиса о "диктате языка", который отводит автору роль своеобразного "инструмента": "То, что в просторечии именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка" (И.Бродский). Порождение палиндромии языком очевидно. Более того, палиндромия имеет свой язык со специфическими особенностями, подробнее см. [Бубнов, 1998].

(1-я СТРОКА)
ВП начинается с риторического вопроса: "Что смолкнул веселия глас?", сразу задающего приподнятую одическую тональность архаическими формами, восходящими в числе прочего к одам Г.Державина, первого русского палиндромиста; ср. с державинским палиндромом "я иду с мечем судия".

Нередуцированные формы (где относительно равномерно чередуются гласные и согласные) предпочтительны в палиндромии, потому что они "смягчают" скопление согласных (смоЛКНул, ЗДРавСТВуют, бессмеРТНым, СКРоется - ВП), которые с трудом осваиваются "двояковыпуклой речью" палиндрома. А в современной поэтической речи нередуцированные формы создают еще больший контраст с лексической архаикой оды: "веселие и лес Ев", "я иду себе судия" (ПУСКи, палиндромные устойчивые словесные комплексы).

Закон экономии речевых ресурсов (ВП: смолкнул - смолк, мокнул - мок) в СП входит составной частью в палиндромную лапидарность: "ком звона рано взмок", "ан смолк лом сна" (А.Б.). В этих специально составленных примерах скопления из трех согласных преодолеваются словоразделами - это одно из адаптивных свойств СП. Попутно отметим самый лапидарный, очень распространенный вид палиндромной метафоры, в общепоэтическом языке гораздо более редкий, - словосочетание из двух существительных в именительном и родительном падеже: лес Ев, ком звона, лом сна. Единственный пример в ВП: солнце ума (15-я строка).

(10-11-я и 15-16-я СТРОКИ)
Метафора "солнце ума" дает нам понять синонимичность пушкинской трактовки в ВП слов "ум" и "разум". Разум - последнее слово 10-й строки. В 11-й строке - обращение к разуму: "ты, солнце святое, гори!". Заметен параллелизм метафор "разум - солнце святое" (10-11-я строки) и "ум - солнце бессмертное" (15-я строка). Святое, бессмертное... Да это же определения Божественного! Высший Ум! Высший Разум! Ср. с палиндромным (в первых двух строках) четверостишием Г.Державина: "Я разуму-уму заря ("... пред ясным восходом зари", 13-я строка ВП), // я иду с мечем судия; // с начала та ж я и с конца (определение палиндрома?! - А.Б.) и всеми чтуся за Отца (с прописной буквы, иначе - Бога. - А.Б.)". Таким образом, проясняется семантика на первый взгляд несопоставимого соседства "вакхического" и "разумного" в ВП.

Что же касается лексемы "заря", одной из самых частых в лексике СП, то с помощью этого слова можно проиллюстрировать одновременно сконцентрированность и вариативность языка палиндрома: 4-5 звуков в словоформе - своеобразный центр палиндромной лапидарности: "я - Разин и заря" (В.Хлебников, Н.Ладыгин), "заре не раз я лепо пел", "и разноси сон зари", "лазер зарю разрезал" (ПУСКи).

В 16-й, заключительной, строке ВП, как отклик 10-й строки, происходит финальное "закрепление": "Да здравствует солнце (разум, ум, Бог. - А.Б.), да скроется тьма!". Ср. с библейским: "Да будет Свет! И стал Свет". Также ср. с известной видеомой А.Вознесенского, основанной на слогово-сегментной палиндромии: "мать - тьма, тьма - мать". Матерь Божия, Бог-Отец... И здесь мы возвращаемся "на круги своя" по палиндромному кольцу процитированной видеомы Вознесенского.

Символическая палиндромная "замкнутость" обнаруживается в первой же строке ВП, призывающей возвратиться к веселью. При пристальном анализе инверсии в ВП обнаруживается композиционный, "палиндромный", прием "арки": эмоциональный подъем одической тональности инверсии ("веселия глас", 1-я строка) возвращается в 11-й строке ("солнце святое") и закрепляется в 15-й ("солнце бессмертное"). Причем инверсионная формула эпитета "существительное - прилагательное" применена только два раза, и оба раза по отношению к солнцу (иначе: разуму, уму), что является дополнительным доказательством соотносимости с линией "ум - разум - Бог". Ср. со статистикой прямого порядка слов в формуле словосочетания "прилагательное - существительное" в ВП: вакхальны припевы, нежные девы, юные жены, звонкое дно, густое вино, заветные кольца, ясный восход, ложная мудрость - всего 8 по сравнению с двумя оттеняющими словосочетаниями с обратным порядком слов.

(2-я СТРОКА)
"Раздайтесь, вакхальны припевы!". Дионис, Вакх, Бахус - имена античного бога вина и веселья. В полном соответствии с тенденцией лапидарности в палиндромии первое имя не замечено в СП, зато другие представлены: "ах, кавардак кадра Вакха!" (В.Рыбинский), "Сух, а Бахус / хитр, тих..." (ПУСКи), "а суха баба - раба Бахуса?", "ха! баба! - Бахус каков - во как с ухаба - бабах!" (А.Б.).

Краткая форма "вакхальны" явно была "продиктована" Пушкину четкостью амфибрахия - в этой очень важной, экспозиционной, зачинной строке даже словоразделы совпадают с границами стоп. Подтверждение такого "диктата" формы находим в следующих за этим строках, где в синтаксически аналогичной ситуации представлены полные формы: нежные девы, юные жены. В палиндромии, наоборот, за редчайшим исключением, форма палиндрома диктует краткие формы прилагательных и причас