на главную страницу
1-ый этюд о палиндромии
"...человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет"
Ф.Шиллер
Магия Игры нас влечет с самого раннего детства. Переставляя кубики, мы складываем из них картинки. Переставляя кубики с буквами, складываем слова. И вдруг понимаем, что их можно прочесть и в обратную сторону. Получается что-то непонятное и часто смешное.

Картинки нас завораживают, когда они симметричны. Как снежинки или узоры из цветных стеклышек в калейдоскопе. Но точно так же и слова бывают симметричными и читаются одинаково с обеих сторон: дед, шалаш, казак... Зовем: "мам!", "пап!" - и не замечаем, что теперь уже просто произносим такие слова.

Эти слова, а также целые фразы, предложения, стихотворения, читающиеся одинаково с обеих сторон, называются ПАЛИНДРОМАМИ (палиндромонами). Иногда их еще называют "перевертнями", "перевертышами". ПАЛИНДРОМИЮ можно понимать и как проявление палиндрома, и как симметрию, и даже как название загадочной Страны.

Палиндромия в самом первом приближении должна рассматриваться именно с точки зрения игры. Эта точка зрения подобна взгляду через широкоугольный объектив. И в то же время в этом "объективе" палиндромия полна субъективизма, хотя и обращена к максимально большому кругу людей - творческих, увлеченных, сохранивших способность удивляться.

Палиндром в переводе с древнегреческого означает "бегущий назад". Вот и приходится автору "пятиться назад", чтобы в конце концов продвинуться вперед в сочинении палиндрома. "Продвинем же вперед бегущего назад!" - такой девиз можно адресовать не только автору.

Палиндром - одна из самых древних игровых форм, тесно связанная с визуальным искусством, визуальной поэзией. Палиндром позволяет по-новому взглянуть на слово, извлечь новые образы и ассоциации, а самое простое - в педагогике, в практике изучения языков - запомнить написание слов, расширить словарный запас. У английских палиндромов, например, очень богатая история. А еще палиндром - это большой и интересный пласт литературы.

В русской литературе палиндромическим стихам отдали дань Гавриил Державин и Валерий Брюсов, Александр Туфанов и Илья Сельвинский, Семен Кирсанов и Андрей Вознесенский. Первым широко применил палиндром в России Велимир Хлебников - в "Перевертне" и поэме "Разин". Классиком русского палиндрома стал тамбовский поэт и художник Николай Иванович Ладыгин, творивший в Тамбове в 60-70-х годах. Вслушайтесь в поэзию ладыгинских строк: "И ЖАР, И МИРАЖИ", "НО ТЫ ТОНКА КАК НОТЫ ТОН"; а какой обвинительной мощью наполнен палиндром "АДА ПСАРИ И РАСПАДА"!..

Палиндромную технику применяли в своих опусах такие разные мастера Слова, как Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Владимир Набоков, не говоря о многих интереснейших современных авторах. Московскому поэту Дмитрию Авалиани принадлежат многие шедевры палиндромного стиха, вот лишь несколько наполненных мудростью и парадоксами афоризмов: "Дорого небо, да надобен огород", "У тени или мафии фамилии нету", "Цели же нет - сопли лил по стене жилец", "Коли мили в шагу, жди Джугашвили, милок", "Я сущ? - тщуся".

А с самым известным палиндромом мы встречаемся еще в детстве: это "волшебная" фраза из "Золотого ключика" А.Н. Толстого "А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА". Некоторые считают, что сочинил эту фразу Афанасий Фет. Вот где поле для изысканий: действительно ли так?..

Азор - это, видимо, кличка собаки. Но обратимся к другому персонажу - Коту. С детства мы любим КОТЯТОК (палиндромное слово), которые только и делают, что играют друг с другом, с нами и со своими хвостиками. Игра со словами в палиндромы подобна такой забаве с хвостиками слов, фраз, строк, когда начало и конец как бы уравниваются: КОТ! УЧЕН ОН ТАМ, ХОЛЕН, НЕ ЛОХМАТ, НО НЕ ЧУТОК (А.Б.). И действительно, если кота разозлить, он и царапнуть может, и останется, по выражению В.Рыбинского, ПАРА ЦАРАП.

Из строчек-палиндромов составляют целые поэмы, как это сделал в свое время Велимир Хлебников, и небольшие стихотворения:

МЫ ДАРИМ МИРА ДЫМ,
В ОКНЕ - ЩЕНКОВ,
КОТЯТ И ДИТЯТОК.

Автор этого трехстишия, Сергей Федин, увлекается не только симметричными фразами, но и "оборотнями". Этот термин он придумал для предложений, стихов, фраз, которые при обратном прочтении читаются совсем по-другому, а часто даже и с противоположным смыслом. Такие лукавые тексты как бы подмигивают нам, напоминая, что все зависит от точки зрения: Я УДАРЮ ДЯДЮ, ТЕТЮ РАДУЯ! (автор - С.Гайдаров). А что же получается при взгляде справа? - Я УДАРЮ ТЕТЮ, ДЯДЮ РАДУЯ! Действительно, истина многозначна, и в быту - тоже. Получается так, что: ТЫ БОГ И ИГО, БЫТ! (А.Б.).

Как покорны все возрасты любви, так и все темы покорны палиндрому. Почувствуйте, каким холодом веет от фразы А.Рассохина: МОЛОКО ДЕЛИЛИ ЛЕДОКОЛОМ. Вот это холод! Молоко настолько замерзло, что превратилось в лёд. А теперь опишем палиндромом голод: ЕМ, УВЫ, В УМЕ (Д.Авалиани), или так: ИЩИ ПУЗУ ПИЩИ! (А.Б.). Но долой отрицательные эмоции! Посмотрите (визуальная поэзия) и послушайте (звуковая симметрия), как по-весеннему поэтично двустишие Э.Скуржинского:

О ШОРОХ, КАТЕ СВЕЖО,
БОЖЕ, ВСЕ ТАК ХОРОШО!

Здесь появилась рифма, но самое главное: заметили ли вы, что не каждая строка составляет палиндром, а все стихотворение вместе - один-единственный палиндром? Такую форму я называю МОНОПАЛИНДРОМ. Так можно выстраивать целые поэмы или рассказы, и многие авторы уже делают это...

В психологии восприятия показателен такой опыт, который проделывался мною неоднократно. Прочтите (запишите) какой-либо художественно значимый палиндром обычному неискушенному человеку, не говоря ему о форме. Наверняка особого восторга это у него не вызовет, разве что наиболее внимательные заметят звукописные свойства фразы. Но затем скажите о форме, и почти всегда увидите целую гамму радостных эмоций. Вот опыт рождения массы положительных эмоций одной лишь формой "двойного течения речи", как назвал палиндром Велимир Хлебников.

А что если эстетика восприятия палиндрома заложена генетически?!

Так или иначе, всё больше авторов включаются в эту палиндромную Поэтическую Игру. Ведь, по утверждению нидерландского философа Йозефа Хёйзинги, игре "принадлежат по своей природе все способы поэтического формообразования" [Хейзинга, 1992: 152].