Лицей, лицеисты и ИТ
ИНТЕРВЬЮ
Татьяна Богатова
В
наше прагматичное время не так часто удается сталкиваться с явлениями,
знакомство с которыми настраивает на несколько романтический лад,
заставляет вспомнить стихи Пушкина, юность... Одно из таких уникальных
явлений - лицей; не Царскосельский, разумеется, а вполне современный,
но творчества и вдохновения в него вложено, пожалуй, не меньше, чем в
его знаменитого тезку: московский Лицей информационных технологий (ЛИТ)
создавался 16 лет назад энтузиастами и профессионалами в своем деле,
его педагогический коллектив и до сегодняшнего дня являет собой образец
стабильности и увлеченности, а практически сто процентов выпускников
поступает в лучшие вузы столицы. Шесть лет назад, в десятилетний юбилей
ЛИТа, мы рассказывали о становлении этого уникального учебного
заведения, о том, чему и как в нем учат (PC
Week/RE, N 36/ 2001, с. 44).
Что изменилось за это время? Какие они сегодня - школьники, лицеисты?
Об этом и многом другом - наша беседа с научным руководителем ЛИТа Александром
Гиглавым.
Александр Гиглавый
PC Week: Как
себя чувствует лицей сегодня? Что в нем меняется, что остается
неизменным?
Александр Гиглавый:
Я рад, что весьма стабилен преподавательский состав. Его обновление
происходит в основном за счет тех, кто, отучившись после лицея в вузе,
возвращается сюда в новом качестве - приходит учить. Кто-то берет на
себя спецкурсы, но есть и предметники, преподающие общие дисциплины.
Кстати, последние гораздо активнее участвуют в руководстве дипломными
проектами - приобретя подобный опыт во время учебы, они легко
включаются в проектную работу: им не надо объяснять, как сформулировать
тему, какие ставить задачи, что требовать от ученика, как его
контролировать. Но кое-что и меняется. Так, у нас изначально было три
направления специализации: первое - программирование на основе
алгоритмики; второе призвано было решать задачи моделирования и
визуализации - того, что можно назвать компьютерной графикой; третье
направление должны были составить те, кого можно обозначить как "жители
страны КИС". Опыт первого десятилетия работы ЛИТа показал, что среди
наших выпускников много ИТ-менеджеров, задача которых соединять и
координировать деятельность коллектива людей и коллектива машин,
управлять бизнес-процессами в этой среде. Первые два направления,
меняясь по содержанию (в духе новых достижений в ИТ), остаются в то же
время достаточно четко очерченными (во втором случае в названии
специализации добавились "мультимедиа-технологии"); а вот третье
направление претерпело заметные изменения. Это получило свое отражение
и в новом названии данного профиля, отвечающем международной практике,
- прикладная экономика.
Наконец, помимо содержательных
изменений, характерных для такой высокодинамичной отрасли, как ИТ,
сегодня дают о себе знать и новые подходы к обучению в целом, более
гибкие и конкурентоспособные, которые начинают применяться и в
общеобразовательной школе. Речь идет об индивидуальных траекториях и
модульных наборах курсов. И это не просто модные термины - это смена
парадигмы в образовании: мы должны предлагать учащемуся индивидуальные
наборы модулей, соответствующие тем компетенциям, которые он хочет
приобрести. При этом остаются в силе и обязательные для средней школы
государственные требования: базовый учебный план, разделение курсов на
группы в рамках федерального, регионального и школьного компонентов и
пр. Все это создает предпосылки к тому, что вариативность станет
реальной не только для разных школ, специализаций и классов, но для
каждого ученика. Это не значит, что мы перейдем к системе
индивидуального тьюторства, здесь важно так организовать обучение,
чтобы образовывались группы, которые на каком-то участке идут по одной
траектории, затем они могут по-разному переформировываться, примыкая к
тем или другим траекториям и т. д. Однако процесс перехода к подобной
методике преподавания очень непрост, он предполагает не только
"переворот в умах" педагогов (они должны дозреть до такого подхода, до
такой технологии), но и определенные сложности в обеспечении
"логистики" образовательного процесса. Сегодня эта задача нами уже
вполне осмыслена, и мы собираемся реализовать такую модель в ближайшие
два-три года.
PC Week:
А что дети - изменились ли они за прошедшие пять-шесть лет?
А. Г.:
Еще как! Конечно, среди наших питомцев немало совершенно уникальных
ребят, но беспокоит другое: те, кто сейчас приходит в 8-й класс,
родились и выросли в трудное время, когда их родителям приходилось
зачастую бороться за выживание, когда, устроившись на работу в
три-четыре места, они "сдавали" детей в школу, как в камеру хранения.
Из этой "камеры хранения" вышли странные существа: поскольку они сами
"рулили" своим временем, сидя у приятелей, в подвальных компьютерных
клубах, результаты не замедлили сказаться - у этих ребят на порядок
ниже "постоянная внимания", характеризующая их способность к
концентрации. Раньше эта величина (назовем ее t) была равна примерно
25-30 минутам, сегодня она сократилась до 5-7 минут. Это сказывается и
на восприятии материала в классе, и на работах самостоятельного
характера. Вот простой пример. Контрольная работа (или тест) из десятка
небольших задачек: различие между отличником и троечником обычно ясно
видно, пока они решают первые четыре-пять задач (отличник решает
хорошо, троечник - плохо), а затем все выравнивается: у обоих уходит
внимание, падают результаты. Кстати, нечто похожее замечено и западными
исследователями, из чего они делают вывод более общего характера:
"учителецентрическая" модель обучения исчерпала себя, ей на смену,
видимо, должна прийти модель, где в центре, в качестве деятельного
начала - ученик. Это различие в том, где находится "центр активности" в
процессе обучения, хорошо передается таким лингвистическим построением:
если в прежней модели школьника учили, то в новой ситуации он учится.
Ученые все чаще отмечают, что сегодня бoльшая часть информации (из
разных источников - телевидение, радио, реклама и пр.) поступает к
человеку в виде неких "квантов" длительностью 2-4 минуты. Со временем
эта фасовка информации порождает "клиповое сознание", когда психика и
далее требует для удобства восприятия таких же "квантов", и человек не
в состоянии удерживать внимание в течение более длительных промежутков
времени. Такая же картина наблюдается зачастую и у наших школьников. И
нам приходится прикладывать очень много усилий, прежде чем удается
извлечь восьмиклассников из состояния с коротким t.
PC Week: А есть ли какие-то лекарства
от этого "клипового сознания"?
А. Г.: Лекарство
тут одно - приучать ребенка к необходимости длительной, изо дня в день,
целенаправленной работы. И потому именно в восьмых классах с целью
увеличения показателя t нам пришлось ввести выполнение проекта, на
который отводится полгода.
PC Week: Почему прежде у детей не
наблюдалось таких явлений, как "клиповое сознание"?
А. Г.: Я
думаю, что причин здесь много: это и многократное увеличение в
последнее время общего потока информации, обрушивающегося на людей, и
необходимость его структурирования, "квантования", которое приучает
людей к определенным "дозам" сведений. Это и резкое сужение такой сферы
деятельности, как детское техническое творчество, которое как раз и
приучало к длительной, систематической работе, когда авиамодель или
радиоприемник надо было собирать тщательно, вдумчиво, на что уходили
недели или даже месяцы. По существу это и являлось тем, что сегодня
называется проектной деятельностью, когда ребенку надо было в течение
долгого времени работать над одной темой, одним большим заданием.
Сегодня лишь в некоторых школах удается наладить кружковую работу,
например, с электронными модулями Lego, и это не просто детская забава.
Здесь используются "продвинутые" модели этого конструктора (со
встроенными контроллерами и пр.), так что работа с ним - первый шаг к
робототехнике. Но, к сожалению, в массовой школе таких примеров немного.
PC Week: Почему? Учителя не понимают
значения такой вот проектной работы?
А. Г.:
Здесь опять же целый спектр причин. Во-первых, понимают суть проектной
деятельности не все. Но не только поэтому. Еще одной причиной является
загруженность учителей: многие сегодня вынуждены брать по две ставки,
чтобы прокормить семью, - такая ситуация не всегда располагает к
вдумчивой работе. И наконец, новые технологии (в том числе ИТ во всех
своих проявлениях - цифровое фото, компьютеры, интерактивные доски и
пр.) доступны пока далеко не всем школам, да и возможности их еще не
освоены большей частью педагогов. И в этом плане честь и хвала тем
молодым активным учителям, которые делятся своим опытом с коллегами
постарше, показывая, чего можно достичь в учебном процессе с помощью
новых технологий. Очень важно также, что ИТ-компании находят адекватные
формы участия в такой работе - сегодня программы по обучению учителей
развернули Intel, Microsoft, ряд других фирм. Пока что не так активно
работают со средней школой российские компании, но и среди них есть те,
у кого уже стоит поучиться остальным: это "Физикон", "Квазар-Микро",
"1С" - они решают социально значимые задачи. Так что потихоньку
накапливается образовательный контент.
PC Week:
Вернемся к специальностям. Чем сегодняшняя "прикладная экономика"
отличается от прежнего "менеджерского" варианта? В ней стало больше
собственно экономики? Или она приблизилась к тому варианту, который в
Высшей школе экономики фигурирует под названием "бизнес-информатика"?
А. Г.: И
да, и нет. Эта специальность за прошедшие пять лет подверглась
наибольшей трансформации. И хотя, как и прежде, основным вузом, куда
поступают выпускники этого направления, была и остается Высшая школа
экономики (да и ведут предмет преподаватели из ГУ-ВШЭ), я бы
сформулировал идею, заложенную в трехлетний курс экономики, читаемый в
ЛИТе, таким образом: главный акцент приходится на те разделы, в которых
невозможно понять, о чем идет речь, не владея стоящей за этим
математикой. Иными словами, математизация экономики - это не украшение
ее тензорами и тройными интегралами, это нормальная школьная математика
(исследование свойств кривых, работа с графиками и пр.), но
"посаженная" в экономический контекст. Не всем дается этот уровень
сложности, но в помощь желающим работают факультативы, проводятся
консультации.
PC Week: Специализация у ребят начинается с
того момента, как они попадают в лицей?
А. Г.:
Нет, в восьмом классе они занимаются общими, вводными вещами: это
алгоритмика, освоение технологий MS Office и полугодовой проект, о нем
я уже говорил, - он очень существенно помогает ребятам выбрать
специализацию с учетом своих склонностей. Мы считаем, что трем
направлениям, представленным у нас, соответствуют в большой мере три
психологических типа. Будущим программистам свойственен аналитический
взгляд на мир; у "мультимедийщиков" на первом месте креатив, а у
экономистов акцент делается на коммуникативные навыки: ведь из них
могут получиться квалифицированные сейлзы, которых у нас сегодня остро
не хватает, бизнес-аналитики. Кстати, среди последних очень много наших
выпускников прежнего "менеджерского" направления; немало их и в
контент-индустрии (электронные СМИ, издательства, информационные услуги
и пр.).
PC Week: Куда сегодня поступают
учиться ваши выпускники?
А. Г.: Мне
приятно отметить, что, как и пять-шесть лет назад, это отнюдь не только
математические и компьютерные специальности, - широк круг интересов
наших ребят, они не становятся узкими специалистами, зацикленными лишь
на ИТ. И это хорошо. Из вузов, как и прежде, на первом месте МГУ -
примерно половина поступает в университет; затем около четверти - в
ГУ-ВШЭ, а следом идет большая вереница вузов, среди которых РГГУ,
Университет печати, Университет нефти и газа, МИЭМ, МГТУ. В последнее
время быстро растет интерес к МИФИ.
PC Week: Как развивается
сотрудничество лицея с ИТ-компаниями?
А. Г.:
Я считаю, что неплохо. Сейчас оно перешло на новый уровень - от
благотворительности к равноправному партнерству. Например, вместе с
Microsoft и "Открытыми системами" мы выпустили диск для преподавателей;
одну из инструментальных систем Microsoft мы испытывали в качестве
движка для управления учебным процессом. Есть и другие примеры - так,
Ассоциация производителей компьютерной и информационной техники (АП
КИТ) поддерживает проводимую в нашем лицее Всероссийскую
научно-техническую конференцию учащихся старших классов "Электронная
Россия: выбор молодых".
PC Week: Успехов вам, и спасибо за беседу.