4.1. Из индуизма: жизнь после жизни
Представления о душе имеются во всех религиях. Наиболее
развиты они в индуизме, в йоге, где эти представления сформировались,
по-видимому, в большой степени в результате интуитивного, медитативного
обобщения опыта интроспективных наблюдений на основе
сверхчувствительности, развиваемой методиками йоги. Душа в
представлениях индуизма (брахманизма) представляет собой сложную
конструкцию нескольких "тонких тел", которые после смерти человека
последовательно разрушаются, пока не остается центральная и главная ее
сущность - атман. Атман вечен, но не постоянен - он совершенствуется,
развивается, эволюционирует, но только в те периоды своей жизни, когда
связан с физическим телом, т.е. с живущим человеком. Совершенствование
атмана связано с нравственным совершенствованием человека, которому
принадлежит атман на данном отрезке своей жизни. При достижении полного
совершенства атман уже не нуждается в человеке, т.е. в физическом теле,
и цепь воплощений (кармическая цепь) прекращается. Самым интересным и
важным в представлениях брахманизма, как мне кажется, является то, что
душа имеет память, помнит особенности тех людей, которым она
принадлежала в разное время. Представление о душе, последовательно
принадлежавшей разным людям, - есть представление о перевоплощениях
человека, о переселении душ, об условности смерти. Допустить то, что
наша реальность возможно соответствует или близка представлениям о
мире, развитым в индуизме, отнестись к ним достаточно серьезно и искать
интерпретации этих представлений меня в большой степени заставили
эксперименты, описываемые Детлефсеном в его книге [Детлефсен Т. Жизнь
после жизни. Беседы с вновь рожденными. М: Самиздат]. Его эксперименты
состояли в том, что люди под гипнозом вспоминали прошлые жизни, а
правильность информации о прошлом, полученной таким способом, в ряде
случаев поддавалась проверке.