на главную страницу


Igor Gr. Passynkov      
РЕЗЮМЕ
  Игоря Григорьевича Пасынкова,
а может,
просто воспоминания

или кое-что о
доПИСИшной эпохе
советской вычислительной технике
(1958-1991 годы)

Год рождения:1940 17 февраля, г. Днепропетровск (УР).

В 1961 году закончил физико-технический факультет Уральского Политехнического Института по специальности

"Экспериментальная физика, автоматика и электроника".

Летом 1959 году проходил практику на Пензенском заводе "Счетных Аналитических Машин", где познакомился с производством одном из первых массовых ЭВМ СССР "Урал-1".

С апреля 1961 года до августа 1965 года работал на атомном комбинате "Маяк-65" (Челябинск-40) в группе помощника главного инженера комбината по науке. И бывая в командировке в Москве в ИАЭ им. И. Курчатова, в отделе научного сопровождения наших атомных реакторов, ознакомился с массовой советской ЭВМ М-20(ее полупроводниковые эквиваленты к 1966 году - М-220 и БЭСМ-4), разработанной в Институте Точной Механики и Вычислительной Техники им. Лебедева. Производилась на Московском Заводе САМ. Тогда же ознакомился с тремя проектами по автоматизации программирования на базе языка ALGOL-60.

И в 1965 году решил поступить в аспирантуру ИАЭ им. Курчатова по этой теме. В 1967 году, ознакомившись в ВЦ АН СССР с первым образцом ЭВМ БЭСМ-6, раскрутил в ВЦ ИАЭ кросс-транслятор Альфа-БЭСМ-6.

С 1968 года, получив прописку в Москве, работал руководителем группы системного обеспечения ЭВМ, к 1976 году преобразованную в Лабораторию Программного Обеспечения БЭСМ-6. В 1977 году под моим руководством была создана "Диалоговая Мониторная Система" (ДИМОН), которая обеспечила, совместно с "Мониторной Системой Дубна"  режим разделения времени. В 1978 году, на базе мини ЭВМ НР-2100 и ее советского аналога М-6000, подключенных к БЭСМ-6, была создана ИС  автоматизации научных расчетов для удаленных экспериментальных центров ИАЭ.

Сотрудники моей лаборатории и лично я активно работали и в актуальной в то время (1980-1991 гг.)   проблеме автоматизации проектирования и изготовления электронных приборов по теме "САПР ЕСАПИ-2Б" в Министерстве Среднего Машиностроения (Минатом).

В связи с проектами в ИТМ и ВТ нового поколения  БЭСМ-10 и Эльбрус-Б в ВЦ ИАЭ проводились поиски мобильной системы программирования, позволяющей эффективно перенести Прикладные Пакеты Программ в новую среду. Один из вариантов был реализован в Новосибирском Филиале ИТМ и ВТ язык ЯРМО (Язык Реализации Математического Обеспечения - наш аналог западного BLIS  (Basic Language for Implementation Software). Но на базе этой разработки, ориентированной в первую очередь для закрытых военных космических проектов,  отсутствовали реализации промышленных языков программирования типа Фортан-77 и Алгол-60. А именно они широко использовались во всех научных и конструкторских центрах в 70-80  годы прошлого века. В 1982 году наши молодые специалисты разыскали выпуск журнала "Bell Laboratory Technical Journal", в котором впервые была изложена  история и технология реализации мобильной операционной системы UNIX-6 для мини ЭВМ PDP-11. Эта  ОС содержала реализацию требуемых нам компонент системного обеспечения и распространялась свободно. И к тому же уже начали выпускать советские аналоги этой мини ЭВМ "СМ-1420" и "Электроника-125".

Но в условиях коммуникационной изоляции СССР и стран СЭВ - вплоть  до 1991 года действовал режим "КОКОМ" - нам это было почти недоступно. Мне вместе с Михаилом Паремским,  неформальным лидером зародившейся в нашем ВЦ Unix-группы, удалось настроить выезжающих изредка в зарубежные командировки специалистов на поиск исходных текстов  OS UNIX Berkeley Software Distribution v.3.2 для ЭВМ VAX-32  на МЛ. Нам уже было известно по публикациям, изредка доходящих к нам через наши  "открытие научные центры" - ОИЯИ (Дубна) и ИФВЭ (Протвино), что на базе этого дистрибутива, были реализованы промышленные системы  на 32 разрядных RISC микропроцессорах Моторола 6800, HP 8000 и, наконец, SPARC-32 из самого компьютерного центра Berkeley University. Эти наработки начали развивать на коммерческой основе в фирме "Sun MicroSystem", причем все рабочие станции работали с фирменной OS Unix "Solaris", коммерческой модификацией UNIX BSD 4.X. И на многие годы, вплоть до 1995 года, определявшей выбор базовых ЭВМ для основных центров всемироной сети  Internet.



Задействовали мы и наших литовских друзей из Каунаса, из НПО "Электроника" Министерства Приборостроения, где  упомянутая выше  САПР "ЕСАПИ-2" работала на связке ЭВМ БЭСМ-6 и Электроника-125. Отмечу, что еще две ЭВМ БЭСМ-6 успешно работали в Институте Математик АН ЛССР.  Во второй половине 1983 года  наши усилия принесли плоды - сработал канал Каунас - Лондон:  Станиславу Б., специалисту   из НПО "Электроника"   в Лондонской электронной  фирме было предложено сбросить свои месячные наработки на ЭВМ VAX-32  на одну из МЛ.  Правда, ее  необходимо было предварительно  прочистить  "от OS Unix BSD, из американского штата Калифорния, эта МЛ прислана к нам  в рекламных целях". 


Именно эта МЛ была в первозданном виде передана нам.  И через месяц  была разблокирована с плотности 1600 бит/дюйм на VAX-32 в ВЦ КБ им.Сухого на ряд МЛ с плотностью 800 бит/дюйм. В таком виде их можно было  читать на магнитофонах болгарского производства по стандартам ЕС ЭВМ,   которые были подключены в нашем ВЦ к дисковому кластеру трех БЭСМ-6.  Остальное было дело простой программной технологии - организовать на МД 29 Мб болгарского производства информационную систему хранения исходных текстов, обеспечить их распечатку на АЦПУ и  просмотр на наших терминалах с ограниченным набором символов (например,   символы "{" и "}" заменялись на пары символов"/[" и "/]" соответственно). 

В течение 1984 года на автономной ЭВМ ╚Электроника-125╩ (клонированной министерством радиоэлектронной промышленности из ЭВМ PDP-11 фирмы Digital Research Corporation) была собрана упрощенная версия OC Unix BSD v/3.2 с полным комплектом переводной документации (раздел "man system") и уже в 1985 голу опубликована книга "ОС ДЕМОС". Смена имени системы (brand) было  обычным делом  в те смутные времена нашей информационной и общечеловеческой  изолированности. Обоснованием для этого было следующее умозаключение Валерия Бардина  из области клонов в автомобильной промышленности: документация занимает не менее 25% себестоимости научно - технической разработки плюс не менее 8% занимает адаптация к периферийным отечественным устройствам (учет кириллицы и т.д.). Итого, 33% в себестоимости, а это 1/3 общей себестоимости НИОКР и в этом случае международное право дает право на смену имени нового изделия.

Изучение возможностей ОС Unix и раскрутка его версий на отечественных ЭВМ типа СМ-4, а также перевод зарубежных монографий по этой теме овладела умами почти всех наших молодых программистов во многих отраслевых НИИ. Лидировали сотрудники   атомной, автомобильной  и авиационной промышленности: в тех отраслях,  где водились достаточные валютные ресурсы, необходимые для преодоления жесткого КАКОМОВСКОГО барьера.

К осени1984 года меня волновала проблема срочной защиты диссертации по проделанным работам , и я, вслед за сотрудниками своей ЛПО, начал освоение микро ЭВМ РС ХТ, как технического средства оргтехники. И в то же время нам предстояло "одет" новую отечественную 64-разрядную ЭВМ Эльбрус-Б, уже запланированную к поставкам в наш ВЦ в начале 1986 году.  Нам всем уже было ясно, что только преодолев "нулевую" раскрутку OS Unix BSD v.32, это можно было сделать за разумный срок. К лету 1985 года на факультете Прикладной Математики МФТИ (город Долгопрудный), с которым мы сотрудничали по линии БЭСМ-6, появилась 32-х разрядная Unix рабочая станция (на микропроцессоре National Semiconducter), обеспечивающая многопользовательский режим работы. И мне удалось привлечь к этой "нулевой" раскрутке двух "тихих гениев", двух "Сериков" - Сергея Рыжкова и Сергея Вакуленкo.

С. Рыжков был хорошо знаком с системным программированием ЭВМ БЭСМ-6 на уровне ассемблера "Мадлен" и взялся за реализацию на ОС Юникс кросс- ассемблера для целевой ЭВМ Эльбрус-Б. С. Вакуленко успешно реализовал выход транслятора  с языка C+ на автокод этой  целевой ЭВМ. Эти работы успешно продвигались и явились фактически дипломными проектами, которые Рыжков и Вакуленко успешно защитили в 1987 году в Институте Прикладной Математики им. В. Келдыша.

Для ЭВМ БЭСМ-6, помимо традиционных ОС ДИАПАК и ОС Дубна, была реализация на языке ЯРМО  лаборатории Феликса Цанга из  Новосибирского Филиала ИТМ и ВТ. Естественно, для новой перспективной суперЭВМ Эльбрус-Б в этом филиале интенсивно велись работы по реализации полного программного обеспечения. Ясно, что они были знакомы с публикациями по успешной реализации в США для больших ЭВМ OS BSD v.40■. К 1987 году они смогли это все увидеть ╚живьем╩, бывая неоднократно в нашем ВЦ.

С 1986 году, на волне горбачевской перестройки и чернобыльской катастрофы, пришло осознание катастрофического информационно-технологического отставания СССР и необходимости закупки средств ИТ и для ведущих научных и конструкторских предприятий ВПК. Поэтому  сначала в филиале ИАЭ в г. Троицке, а затем и в ВЦ самого ИАЭ, появились 64-разрядные суперЭВМ Connvex с OS BSD v.4.2 и полным набором коммуникационных возможностей для создания локальной сети в рамках всего здания ВЦ.

В новосибирском филиале  была создана  группа во главе с Андреем  Основичем , которая решила в своей версии реализации ОС для  Эльбрус-Б соблюсти внешние спецификации ОС ЮНИКС , а затем раскрутить прикладные программы Unix. Об этом плане сотрудники НФ ИТМ и ВТ сделали сообщение в Калининградском (Тверском) "Центре программных  Систем" на обычном осенней конференции по обмену опытом в 1987 году. Михаил Паремскиий  на квартире родителей своей жены Наташи устроил вечеринку с участием Андрея и его коллег, где нами, как руководителями, были даны гарантии на промышленную реализацию проекта  Assembler + C+ для целевой ЭВМ Эльбрус-Б.

Это позволяло и ядро ОС Юникс странслировать с исходных тестов, описав аппаратные особенности Эльбрус-Б в соответствующие  типы данных. Тем самым, открывался путь "нулевой" промышленой реализации мобильной операционной системы OS Unix. И к лету 1989 года система была готова к сдаче.

И почти два года использовалась, до конца 1991 года, в нашем ВЦ.

Но к этому времени почти во все отделы нашего ИАЭ (теперь это соответствующие Институты РНЦ "Курчатовский Институт"), начали поступать ПК типа Compaq/386 с оперативной памятью

не менее 2 Мбайт и  жесткими дисками в 100-200 Мбайт.

"Хорошо христово яичко к христову празднику".

Все по человечески могло бы устроится еще в 1980 году, на базе  еще не "задушенной на корню" двухпроцессорной БЭСМ-10. Но об этой трагедии половины сотрудников ИТМ и ВТ, полной подковерных интриг со стороны апологетов цельно-тянутой "Эльбороуз", пардон "Эльбрус-1/2", ещё предстоит рассказать отдельно. Заметка на полях-манжетах: фирма Barrows еще с начала 60-х годов выпускала ЭВМ, ориентированные уже на уровне Операционной Системы на язык высокого уровня - сильно рассширенную версия языка "Алгол-60"  с широким использованием тэгов, как технологической основы защищенных типов данных. Поставляла ЭВМ с полными исходными текстами всего программного обеспечения. Были эти ЭВМ и у наших финских друзей. И  через ВЦ  финского профсоюзного банка людям Бурцева и Бабаяна удалось еще в далеком 1976 году заполучить все эти тексты. Оставалось спроектировать ЭльБороуз-1, а затем начать выпускать его.

 Но все заводы 8-го главка Минрадипрома были заняты выпуском или бесчисленных модификаций ЕС ЭВМ или выпуском работяги БЭСМ-6. И надо было интригами задушить правоприемницу этой работяги - БЭСМ-10. А такой был прекрасный проект к 1977 году, после успешного испытания прототипа еще летом 1975 года (под именем МВС-6) при обработке телеметрических данных о совместном полете  космонавтов СССР и США по проекту "Союз-Апполон".

Освободившиеся человеческие, финансовые и материальные ресурсы в Отделении ВТ были перестроены на раскрутку, начиная  с августа 1990 года, советского сегмента Интернета - зоны .SU, который в простом наречии именовался как "Рунет"(официально, однако, с 7 апреля 1994 года, после создания чисто российского домена первого уровня .RU).

Пасынкова Игоря Григорьевича к.ф.м.н.,

РНЦ "Курчатовский Институт",

Институт Информационных Систем,
Homephone:(499)196-53-62
Email-1: igor_moscow@inbox.ru
Email-2: Passynkov.Igor@gmail.com
Web:http://www.igp.ru