23.10.97 

МЫ В ПОТОКЕ ИНФОРМАЦИИ 
АЛЕКСЕЙ МУНИПОВ  

В ХХ1 веке не во что будет заворачивать селедку 

 
 
Журналисты, работающие в Интернете, 
предрекают смерть газет и журналов.
У меня есть компьютер, модем и выход в Интернет. По утрам я читаю свежую газету и проверяю электронный ящик, за ужином просматриваю "Вечерний Интернет", любимое сетевое обозрение. Говорят, скоро такие вот электронные издания сильно потеснят привычные всем газеты и журналы. В России пока этого не заметно. Но мы решили заглянуть чуть-чуть вперед и собрали в редакции представителей российских сетевых изданий, чтобы побеседовать об их взаимодействии с бумажными СМИ. В соответствии с законами жанра, многие из них физически не присутствовали, а беседовали с нами посредством Интернета. В общей сложности получилось около пятнадцати человек, многие из которых состоят в проекте "Ежедневок", объединяющем ежедневные сетевые обозрения на русском языке.
"ОГ" - Можно ли уже считать сетевые издания конкурентами бумажных СМИ?
Евгений КОЗЛОВСКИЙ (Е.К.), зам. главного редактора печатного и электронного еженедельника "Компьютерра", писатель.- На мой взгляд, здесь вообще нет повода для дискуссий. Это чисто технологический вопрос.
Михаил БЫКОВ (М.Б.), фирма "Медиаком" - "российские газеты в Сети". - Я могу уже сегодня "скачать" и отпечатать себе свежий выпуск "Los Angeles Times", причем бесплатно.
Е.К. - В конечном итоге то, где напечатают "Общую газету" - в типографии или дома на принтере, - мне совершенно все равно. Как только принтеры станут дешевыми, а скорость сети большой, эта проблема исчезнет. Еще через четыре года у любого желающего будет газетная приставка, из которой газеты будут выползать по выбору.
Дмитрий ЗАВАЛИШИН (Дм.З.), ежедневка "dz-online". - Такая газетная приставка окупится моментально. Впрочем, уже сейчас можно обойтись без нее. Вот у Евгения в руках маленькая машинка под названием "PalmPilot", у которой есть небольшой экранчик, с помощью которого можно выйти в Интернет. Утром, уходя из дома, вы скачиваете на нее свежие газеты и читаете с экранчика в метро. Это позволяет вообще ничего не печатать.
Игорь ПАСЫНКОВ (И.П.), "Релком", группа Relis - Аналоги этому уже есть. Во Франции еще в 80-х годах практически бесплатно поставили каждой семье небольшой терминал, который объединили в Сеть "Минител". И "сбросили" в эту Сеть расписания поездов, телефонные справочники и тому подобные вещи. А бумагу оставили для журналов мод. Тем самым они за десять лет сэкономили 40 тысяч гектаров леса.
Е.К. - Теперь, если я хочу почитать свежий детектив, я его не покупаю. Я связываюсь с одним из существующих в Интернете собраний русских текстов, скачиваю нужную мне вещь, прочитываю, а потом стираю.
"ОГ" - Вряд ли читатели в одночасье откажутся от привычной книги или утренней газеты. Е.К. - Это настолько удобно, что консерватизм исчезает за день. Люди сотни лет пользовались свечками, однако легко перешли на электрическое освещение.
"ОГ" - Однако в чисто сетевых изданиях пока нет публицистов уровня Лациса.
Дм. З. - Это всего лишь проблемы начальной стадии. Пока в Сети много людей, связанных с компьютерами. По мере того как туда будут приходить новые люди, ситуация будет меняться к лучшему.
Е.К. - Если ваш издатель предложит мне или всей нашей редакции за те же гонорары и зарплату печататься только в электронной "Компьютерре", я буду только за. Исчезнут длительные издательские процессы, все станет проще, я стану меньше ходить на работу. Но издатель должен с этого получать те же деньги, значит, реклама в электронной "Компьютерре" должна стоить столько же.
Дм.З. - Как только читатель начнет осознанно выбирать электронную прессу, реклама в ней сразу будет стоить гораздо дороже, и тогда бумажные издания просто уйдут со сцены Весь процесс может занять полгода-год.
Е.К. - В Америке отток рекламы из традиционных СМИ в Интернет виден невооруженным глазом.По данным Internet Advertising Bureau, в 1996 году доход от рекламы в Интернет составил 267 миллионов долларов. Рекламодатели крайне заинтересованы в Интернете: например, одна только Yahoo, популярная поисковая машина, имеет более миллиарда посещений в месяц. Таким количеством не может похвастаться ни одна газета, журнал или телепередача в мире.
Антон НОСИК, ежедневка "Вечерний Интернет". - Однако в России все обстоит не так радужно. Тираж "Вечернего Интернета" неприлично низок по сравнению с бумажными изданиями.
"ОГ" - Какова сейчас численность русской Сети?
Леонид ДЕЛИЦИН, создатель первого русского сетевого журнала - самой читаемой ежедневки в российской Сети. - От пятидесяти до ста тысяч как минимум.
Дм.З. - При этом она обвально увеличивается.
"ОГ" - Уверенность в смерти бумажных изданий мне кажется преждевременной. Когда появилось телевидение, так же предрекали смерть театру.
И.П. - Видео и ТВ уже "добило" кинопрокат. Если вы сравните, сколько фильмов американцы посмотрели в кинотеатрах, а сколько дома, то соотношение будет близко один к ста.
Е.К. - Таким же будет соотношение газет и журналов с сетевыми. Оставшиеся бумажные издания будут печататься на мелованой бумаге, с изысканным дизайном. Это будет штучный товар.
"ОГ" - Но существуют же мощные газетные корпорации, которые вряд ли допустят подобное положение вещей.
Е.К. - Были угольные магнаты, были дровяные магнаты. Куда они делись с изобретением парового отопления?
"ОГ" - Ну а если не заглядывать в далекое будущее. Чем уже сейчас сетевые издания отличаются от своих бумажных собратьев?
Евгений ГОРНЫЙ, главный редактор электронного "Zhurnal.Ru". - Отсутствует проблема места, столь характерная для бумажных изданий. Кроме того, многих своих авторов я ни разу в жизни не видел живьем - они живут по всему миру. При этом активно обсуждаю с ними материалы.
М.Б. - Несомненный плюс сетевых изданий - это оперативность. Скорость реагирования на события такая же, как у радио или ТВ. Кроме того, интересна способность подстраивать электронные издания под свой вкус, персонализировать газету. Я могу заказать, чтобы из всех си-эн-эновских новостей мне шла только политика или культура.
Александр ГАВРИЛОВ, "Независимая газета". - Во всем мире бумажную прессу издают концерны, которые имеют деньги именно от издательско й деятельности. В России же сложилась странная ситуация: огромное количество изданий, в первую очередь ежедневные общественно -политические издания, куплены финансовыми или политическими силами и ими полностью или частично управляются. Какую позицию думают для себя избрать электронные издания?
Дм.З. - При изготовлении газеты много денег уходит на печать тиража. Стоимость многих изданий едва покрывает затраты на работу печатного станка. В Интернете этих затрат нет, и читателю их оплачивать не приходится, он платит за доступ в Интернет. А работу журналистов будут оплачивать исключительно за счет рекламы. И так будет.
Сергей КУЗНЕЦОВ, обзор культурных новостей "Сеновал". - Период, когда Интернет работал по принципу "сделай сам", уже заканчивается. Раньше любой человек, пришедший в Интернет, понимал, что он может сам сделать свою страничку, дизайн и стать известным. Когда я два с лишним года стал играть в эти игры, у меня тоже было такое ощущение. Но сейчас везде появились профессионалы. И все развивается, как в остальном мире.
Возможно, со стороны, прогнозы наших гостей выглядят совершенно нереальными. Тем не менее многое из того, о чем они говорят, уже начинает осуществляться. На Западе компьютер с выходом в Интернет есть уже в каждом доме, доступ к Сети стоит копейки. Более того - 27 процентов американцев заявили, что готовы отказаться от телевидения в пользу Интернета. Что уж говорить о газетах и журналах. Деньги в компьютерной индустрии вращаются громадные (недаром самый богатый бизнесмен в мире Билл Гейтс), и крупные корпорации вполне могут стать конкурентами теперешним магнатам СМИ. В первую очередь - возглавляемая Гейтсом компания Microsoft. Она делает все, чтобы Интернет превратился в информационную супермагистраль (система TeleDesic из 840 низкоорбитальных связных спутников, способных осуществлять коммутицию 1 миллиона дуплексных каналов E-1 2048 мегабит/сек.), с помощью которой можно будет узнавать последние новости, говорить по видеотелефону и делать покупки, не выходя из дома. Чтобы эти фантастические прожекты стали явью, компания ежегодно вкладывает в развитие Интернета 2 биллиона долларов. К тому же сейчас активно разрабатываются варианты подключения к Сети, минуя телефонные линии, - через спутники, радиомодемы и проч. Это позволит значительно увеличить скорость работы и расширить число пользователей Интернета.
 Copyright ╘ "OG", 1996. All rights reserved. Web design: Mediacom information company Host: Relis of "Relcom" corp.