Журналисты, работающие в Интернете,
предрекают смерть газет и журналов.
У меня есть компьютер, модем и выход в Интернет. По утрам я читаю свежую
газету и проверяю электронный ящик, за ужином просматриваю "Вечерний Интернет",
любимое сетевое обозрение. Говорят, скоро такие вот электронные издания
сильно потеснят привычные всем газеты и журналы. В России пока этого не
заметно. Но мы решили заглянуть чуть-чуть вперед и собрали в редакции представителей
российских сетевых изданий, чтобы побеседовать об их взаимодействии с бумажными
СМИ. В соответствии с законами жанра, многие из них физически не присутствовали,
а беседовали с нами посредством Интернета. В общей сложности получилось
около пятнадцати человек, многие из которых состоят в проекте "Ежедневок",
объединяющем ежедневные сетевые обозрения на русском языке.
|
"ОГ" - Можно ли уже считать сетевые
издания конкурентами бумажных СМИ? |
Евгений КОЗЛОВСКИЙ (Е.К.), зам. главного редактора печатного
и электронного еженедельника "Компьютерра",
писатель.- На мой взгляд, здесь вообще нет повода для дискуссий. Это чисто
технологический вопрос.
Михаил БЫКОВ (М.Б.), фирма
"Медиаком" - "российские газеты в Сети". - Я могу уже сегодня "скачать"
и отпечатать себе свежий выпуск "Los Angeles Times", причем бесплатно.
Е.К. - В конечном итоге то, где напечатают "Общую газету"
- в типографии или дома на принтере, - мне совершенно все равно. Как только
принтеры станут дешевыми, а скорость сети большой, эта проблема исчезнет.
Еще через четыре года у любого желающего будет газетная приставка, из которой
газеты будут выползать по выбору.
Дмитрий ЗАВАЛИШИН (Дм.З.), ежедневка "dz-online".
- Такая газетная приставка окупится моментально. Впрочем, уже сейчас можно
обойтись без нее. Вот у Евгения в руках маленькая машинка под названием
"PalmPilot", у которой есть небольшой экранчик, с помощью которого можно
выйти в Интернет. Утром, уходя из дома, вы скачиваете на нее свежие газеты
и читаете с экранчика в метро. Это позволяет вообще ничего не печатать.
Игорь ПАСЫНКОВ (И.П.), "Релком", группа Relis
- Аналоги этому уже есть. Во Франции еще в 80-х годах практически бесплатно
поставили каждой семье небольшой терминал, который объединили в Сеть "Минител".
И "сбросили" в эту Сеть расписания поездов, телефонные справочники и тому
подобные вещи. А бумагу оставили для журналов мод. Тем самым они за
десять лет сэкономили 40 тысяч гектаров леса.
Е.К. - Теперь, если я хочу почитать свежий детектив, я его
не покупаю. Я связываюсь с одним из существующих в Интернете собраний русских
текстов, скачиваю нужную мне вещь, прочитываю, а потом стираю.
|
"ОГ" - Вряд ли читатели в одночасье откажутся
от привычной книги или утренней газеты. |
Е.К. - Это настолько удобно, что консерватизм
исчезает за день. Люди сотни лет пользовались свечками, однако легко перешли
на электрическое освещение. |
"ОГ" - Однако в чисто сетевых
изданиях пока нет публицистов уровня Лациса. |
Дм. З. - Это всего лишь проблемы начальной стадии. Пока в
Сети много людей, связанных с компьютерами. По мере того как туда будут
приходить новые люди, ситуация будет меняться к лучшему.
Е.К. - Если ваш издатель предложит мне или всей нашей редакции
за те же гонорары и зарплату печататься только в электронной "Компьютерре",
я буду только за. Исчезнут длительные издательские процессы, все станет
проще, я стану меньше ходить на работу. Но издатель должен с этого получать
те же деньги, значит, реклама в электронной "Компьютерре" должна стоить
столько же.
Дм.З. - Как только читатель начнет осознанно выбирать электронную
прессу, реклама в ней сразу будет стоить гораздо дороже, и тогда бумажные
издания просто уйдут со сцены Весь процесс может занять полгода-год.
Е.К. - В Америке отток рекламы из традиционных СМИ в Интернет
виден невооруженным глазом.По данным Internet Advertising Bureau, в 1996
году доход от рекламы в Интернет составил 267 миллионов долларов. Рекламодатели
крайне заинтересованы в Интернете: например, одна только Yahoo, популярная
поисковая машина, имеет более миллиарда посещений в месяц. Таким количеством
не может похвастаться ни одна газета, журнал или телепередача в мире.
Антон НОСИК, ежедневка "Вечерний Интернет". - Однако в России
все обстоит не так радужно. Тираж "Вечернего Интернета" неприлично низок
по сравнению с бумажными изданиями.
|
"ОГ" - Какова сейчас численность
русской Сети? |
Леонид ДЕЛИЦИН, создатель первого русского сетевого журнала
- самой читаемой ежедневки в российской Сети. - От пятидесяти до ста тысяч
как минимум.
Дм.З. - При этом она обвально увеличивается.
|
"ОГ" - Уверенность в смерти бумажных
изданий мне кажется преждевременной. Когда появилось телевидение, так же
предрекали смерть театру. |
И.П. - Видео и ТВ уже "добило" кинопрокат. Если вы сравните,
сколько фильмов американцы посмотрели в кинотеатрах, а сколько дома, то
соотношение будет близко один к ста.
Е.К. - Таким же будет соотношение газет и журналов с сетевыми.
Оставшиеся бумажные издания будут печататься на мелованой бумаге, с изысканным
дизайном. Это будет штучный товар.
|
"ОГ" - Но существуют же мощные газетные корпорации,
которые вряд ли допустят подобное положение вещей. |
Е.К. - Были угольные магнаты, были дровяные магнаты. Куда
они делись с изобретением парового отопления?
|
"ОГ" - Ну а если не заглядывать
в далекое будущее. Чем уже сейчас сетевые издания отличаются от своих бумажных
собратьев? |
Евгений ГОРНЫЙ, главный редактор электронного "Zhurnal.Ru".
- Отсутствует проблема места, столь характерная для бумажных изданий. Кроме
того, многих своих авторов я ни разу в жизни не видел живьем - они живут
по всему миру. При этом активно обсуждаю с ними материалы.
М.Б. - Несомненный плюс сетевых изданий - это оперативность.
Скорость реагирования на события такая же, как у радио или ТВ. Кроме того,
интересна способность подстраивать электронные издания под свой вкус, персонализировать
газету. Я могу заказать, чтобы из всех си-эн-эновских новостей мне шла
только политика или культура.
Александр ГАВРИЛОВ, "Независимая газета". - Во всем мире
бумажную прессу издают концерны, которые имеют деньги именно от издательско
й деятельности. В России же сложилась странная ситуация: огромное количество
изданий, в первую очередь ежедневные общественно -политические издания,
куплены финансовыми или политическими силами и ими полностью или частично
управляются. Какую позицию думают для себя избрать электронные издания?
Дм.З. - При изготовлении газеты много денег уходит на печать
тиража. Стоимость многих изданий едва покрывает затраты на работу печатного
станка. В Интернете этих затрат нет, и читателю их оплачивать не приходится,
он платит за доступ в Интернет. А работу журналистов будут оплачивать исключительно
за счет рекламы. И так будет.
Сергей КУЗНЕЦОВ, обзор культурных новостей "Сеновал". - Период,
когда Интернет работал по принципу "сделай сам", уже заканчивается. Раньше
любой человек, пришедший в Интернет, понимал, что он может сам сделать
свою страничку, дизайн и стать известным. Когда я два с лишним года стал
играть в эти игры, у меня тоже было такое ощущение. Но сейчас везде появились
профессионалы. И все развивается, как в остальном мире.
|
Возможно, со стороны, прогнозы наших гостей выглядят совершенно нереальными.
Тем не менее многое из того, о чем они говорят, уже начинает осуществляться.
На Западе компьютер с выходом в Интернет есть уже в каждом доме, доступ
к Сети стоит копейки. Более того - 27 процентов американцев заявили, что
готовы отказаться от телевидения в пользу Интернета. Что уж говорить о
газетах и журналах. Деньги в компьютерной индустрии вращаются громадные
(недаром самый богатый бизнесмен в мире Билл Гейтс), и крупные корпорации
вполне могут стать конкурентами теперешним магнатам СМИ. В первую очередь
- возглавляемая Гейтсом компания Microsoft. Она делает все, чтобы Интернет
превратился в информационную супермагистраль (система TeleDesic
из 840 низкоорбитальных связных спутников, способных осуществлять коммутицию
1 миллиона дуплексных каналов E-1 2048 мегабит/сек.), с помощью
которой можно будет узнавать последние новости, говорить по видеотелефону
и делать покупки, не выходя из дома. Чтобы эти фантастические прожекты
стали явью, компания ежегодно вкладывает в развитие Интернета 2 биллиона
долларов. К тому же сейчас активно разрабатываются варианты подключения
к Сети, минуя телефонные линии, - через спутники, радиомодемы и проч. Это
позволит значительно увеличить скорость работы и расширить число пользователей
Интернета.
|